Оставить заявку

Кросс-докинг

Кросс-докинг — это операция в логистической цепочке движения товара, при которой товар не принимается на ответственное хранение, находясь на складе минимальное время. Вместо того чтобы брать товар на длительное хранение, компания просто “переваливает” его через склад, практически моментально отдавая следующему перевозчику. Кросс-докинг иногда называют сквозным складированием, что в принципе верно — это прямая поставка от поставщика к заказчику, без хранения товара на складе.

kross

Сейчас разработаны и активно используются для улучшения логистики две схемы кросс-докинга: одноэтапный и двухэтапный. Давайте рассмотрим их подробнее.

Одноэтапный

Одноэтапный кросс-докинг — это очень быстрая процедура. Работники склада принимают товар, а затем, без смены упаковки, отправляют его дальше. Фактически склад здесь выступает просто “перевалочным пунктом”.

Выделяют шесть видов одноэтапного кросс-докинга:

  • Перевалка. Груз никаким образом не модифицируется, все документы остаются прежними. Склад сменяет только транспортное средство, на котором перевозился товар.
  • Расконсолидация на одного поставщика. Этот метод применяется, когда один поставщик направляет товар нескольким грузополучателям, и в одной машине находится товар сразу для всех. Несколько машин с товаром проходят через склад и отправляются далее конечным грузополучателям. Расконсолидация позволяет таким образом отделить товары по получателям.
  • Расконсолидация на несколько поставщиков. Если несколько машин привезли товар от нескольких поставщиков, каждый из которых отправлял груз нескольким грузополучателям, то задача склада — распределить всю эту массу товаров на автомобили, которые отправятся каждый к своему получателю.
  • Консолидация. Этот метод эффективен, если на одного грузополучателя ссылаются несколько поставщиков. Одна машина загружается и формируется из нескольких приходящих автофургонов.
  • Переконсолидация. Как и в случае со вторым типом расконсолидации, этот метод используется, когда на несколько грузополучателей приходится несколько поставщиков. После того как товар разгрузят в зоне выгрузки, происходит его переконсолидация по документам заказов, которые потом распределяются по грузовым средствам.
  • Подсортировка со склада. Пока груз перекладывается в другое ТС во время “перевалки” на складе, в него можно добавлять другой товар, имеющийся в наличии на складе. Такой прием сочетается и с перевалкой, и с расконсолидацией, и с переконсолидацией. Строго говоря, это не вид одноэтапного кроссдокинга, а дополнение к нему.

Двухэтапный

Если одноэтапный кросс-докинг никак не затрагивает документы и упаковку, двухэтапный перепроверяет груз и переоформляет его. Двухэтапный кросс-докинг более безопасен, хотя и отнимает гораздо больше времени. С другой стороны, он так же не назначает склад ответственным за недостачу — фактически руководство склада не несет ответственности за товар в течение всего времени его пребывания на складе.

Плюсы и минусы кросс-докинга

Преимуществ у кросс-докинга очень много. Перечислим основные из них:

    • За недостачу или любые другие проблемы с грузом отвечает поставщик. Склад не несет ответственности за товар и даже не должен сверять документы (например, упаковочный лист).
    • Скорость поставки до конечного получателя значительно увеличивается.
    • Грузополучатель не обязан тратить много денег на аренду складских помещений.
    • Комплектация товара значительно ускоряется, не замедляясь на складах.
    • Каждый поставщик или получатель груза значительно экономит на складе: его не нужно арендовать полностью или даже строить собственный.
    • У транспортной компании появляется возможность одновременно вести большие заказы.
    • Складской персонал можно сократить до необходимого оптимума.
    • Ротация товаров становится более эффективной, и в магазинах не залеживается просрочка или товары прошлого сезона.
    • Издержки на логистику снижаются у всех участников перевозок: получателя, транспортной компании, поставщика. Это обеспечивается за счет отсутствия необходимости арендовать склад и за счет снижения количества сотрудников, работающих на складе (и получающих зарплату за свой труд).

Стоит отметить, что первоочередная цель кросс-докинга — сократить сроки, а не стоимость поставок. Впрочем, от первого зависит и второе, так что можно смело заявить, что кросс-докинг позволяет сэкономить и время, и деньги компании.

Минусов у кросс-докинга тоже немало, и их необходимо учитывать:

      • Такой тип логистики приносит прибыль транспортной компании, только если объем отгрузок составляет более 3000 кубических метров в неделю. В остальных случаях кросс-докинг скорее убыточен.
      • Кросс-докинг заметно снижает доверие поставщика к владельцу склада. Но это решается с помощью продуманных договоров. Учтите, что не все поставщики готовы работать с кросс-докингом, поскольку ответственность за товар и его недостачу всегда будет лежать на них.
      • Для адекватной работы потребуется связь между ERP-системами всех участников поставки. Вспомним, что у ТК как грузополучателей, так и поставщиков может быть множество. Так что логистической компании потребуется сложная IT-система, которую еще и поддерживать нужно на постоянной основе. А это сулит расширение кадров за счет IT-отдела.

 

рассчитать стоимость