Контроль сканирования контейнера
Органы таможенного контроля в порту осуществляют проверку прибывших товаров и сопроводительную документацию, после чего принимается решение о выпуске грузов в свободный оборот или об их таможенном транзите. Последовательность и состав действий контролирующих органов при досмотре морских контейнеров точно не определен. Он может включать:
- взвешивание контейнеров с товарами;
- досмотр груза внутри контейнера;
- проверку контейнера при помощи рентгена;
- замер радиационного фона контейнера и груза.
В зависимости от ситуации и типа груза таможенные органы самостоятельно принимают решение о необходимости проверки и выбирают ее методы. При этом один контейнер может проверяться сразу несколькими способами. Так, например, при морских перевозках в Санкт-Петербург, рентгеновскому контролю подвергается около 50% всех контейнеров. Так как этот метод позволяет легко обнаруживать посторонние вложения при равномерной загрузке контейнера.
ВЗВЕШИВАНИЕ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРОВ
Весовой контроль – один из наиболее простых и эффективных способов проверки грузов на соответствие сопроводительной документации, а также сохранности товаров. В соответствии с действующими с 2016 года обновленными правилами SOLAS весовой контроль во время погрузки является обязательным требованием при организации перевозок морским транспортом. При этом грузоперевозчику должна быть известна масса брутто контейнера, и она должна соответствовать указанной в документах.
При взвешивании масса брутто определяется одним из двух способов:
- Метод вычитания – взвешивается контейнеровоз вместе с контейнером и грузом, и из полученного значения вычитают массу контейнеровоза;
- Метод сложения – отдельно взвешиваются груз, упаковка, контейнер и крепежные приспособления (если таковые используются), а потом все полученные значения складываются.
Определение и контроль соответствия веса товаров – важная таможенная задача, ведь именно массой определяются тарифы на морские перевозки, а потому в этой сфере часто применяются различные мошеннические схемы.
РЕНТГЕНОВСКИЙ КОНТРОЛЬ
Этот метод, называемый также инспекционно-досмотровый комплекс (ИДК) сегодня особенно широко используется при морских перевозках грузов в контейнерах – в силу своей доступности, простоты и эффективности. Если некоторые виды товаров не могут подвергаться рентгеновскому воздействию, это должно быть указано в сопроводительной документации, а сам контейнер маркироваться соответствующим образом.
ЧАСТИЧНЫЙ И ПОЛНЫЙ ДОСМОТР
Частичный и полный досмотр проводится с целью проверки соответствия видов, количества и веса перевозимого товара, указанному в документах. При частичном досмотре обычно проводится проверка наименований товара и количества артикулов – без полной выгрузки. При полном досмотре проверяется также вес и характеристики груза.